«Проникая в дух пейзажа, я выражаю свой собственный дух»: природа на полотнах четырёх современных армянских художников

«Проникая в дух пейзажа, я выражаю свой собственный дух»: природа на полотнах четырёх современных армянских художников

А вы знали, что пейзаж как самостоятельный жанр появился сравнительно недавно — лишь в XVII веке? Прежде художники изображали природу как фон для религиозных, мифологических или исторических сюжетов. Со временем живописцы стали всё чаще обращаться к ней не только ради антуража. Однажды пейзаж стал полноправным героем картины, и оказалось, что в нём содержится так много всего: и простора, и настроения, и личных переживаний автора.

 
Природа — это не только всё, что видно глазу... Она включает в себя и внутренние картины души
— Эдвард Мунк
Проникая в дух пейзажа, я выражаю свой собственный дух... Вот это и есть стиль
— Андре Дерен
 

Сегодня пейзаж — это не только отражение видимого мира, но и источник новых смыслов, пространств для экспериментов с цветом, светом и композицией. Рассмотрим диапазон жанра на примере картин четырёх современных армянских художников.

Альберт Чатинян, его кузен Мгер Чатинян, Мишель Алекян и Сергей Наразян работают в самых разных жанрах, но пейзажи в их творчестве занимают значительное место.


 

Альберт Чатинян

Родился в 1989 году в городе Раздан в семье с художественными традициями: его дед — Альберт Чатинян старший — был художником и оказал заметное влияние на раннее развитие Альберта как творца. Образование получил в Ереванском художественном училище, а затем в Ереванской государственной академии художеств. После завершения учёбы Альберт активно включился в художественную жизнь: участвовал в выставках в Армении, Москве, Париже, Лос-Анджелесе и других мировых культурных центрах. Его работы находятся в частных коллекциях по всему миру.

 

Живопись Альберта Чатиняна отличается яркостью цветов и обращением к национальному колориту.

 
 

Чатинян воспевает красоту окружающего мира в своих пейзажах. Редкие человеческие фигуры, появляющиеся в них, возникают тихо и деликатно, не пытаясь перетянуть на себя внимание. Даже напротив — в отличие от деревьев и животных, смело отбрасывающих тени, люди практически сливаются с природой, становясь не героями, но наблюдателями.

 
 

Работы Альберта Чатиняна можно охарактеризовать как диалог цвета и света. Последний, что любопытно, не исчезает, даже если живописец изображает ночь: луна сменяет солнце, но тьма не наступает никогда.

 
 

 

Мгер Чатинян

Родился в 1989 году в Кировакане (ныне Ванадзор) в семье художников. Он двоюродный брат Альберта Чатиняна, сын Гамлета Чатиняна и внук Альберта Чатиняна старшего. В 2010 году окончил Ванадзорский государственный педагогический институт по специальности «живопись и графика». Художник с ранних лет принимал участие в выставках в родном Ванадзоре и Ереване, а затем ярко заявил о себе на международных симпозиумах в Гюмри, Тбилиси, Словакии. Его первая персональная выставка за рубежом прошла в Москве в 2017 году, затем последовали экспозиции в Италии, Голландии, Латвии, Санкт-Петербурге и других городах.

 

С 2012 года он является членом Всемирного союза армянских художников, а с 2019 года — членом Союза художников Армении. Работы Мгера Чатиняна находятся в частных и музейных коллекциях в Армении, России, Италии, Голландии, Латвии, США и других странах.

В своих работах Чатинян опирается на наследие армянской школы, бережно сохраняя традиции. В сочной палитре и выразительной композиции его работ быстро считывается влияние Мартироса Сарьяна и Минаса Аветисяна, но эмоциональность и тёплая простота сельского сюжета делают его стиль легко узнаваемым.

 
 

Каждый его пейзаж — словно признание в любви к этому миру и песня о бесконечной красоте всего сущего. Даже если и появляются на какой-то из работ серость и пасмурность, то они не способны упразднить благолепие природы.

 
 

 

Мишель Алекян

Родился 1990 года в Ванадзоре. В 2007 году он с отличием окончил Школу искусств им. Степана Агаджаняна в родном городе. После был призван в армию, а затем поступил в Ванадзорский государственный институт. С 2016 года он профессионально занимается искусством, устраивает выставки и арт-проекты в Ванадзоре, Гюмри, Ереване, Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом. Его картины находятся в частных коллекциях по всему миру.

 

В глазах смотрящего Мишеля Алекяна, кажется, не только красота. Атмосфера тревоги и предчувствие надвигающейся беды тяготят, но ничуть не уменьшают великолепия этого грозового мира.

 
 

Здесь есть благоговение перед стихией, а природа восхваляется не только как источник вечной красоты, но и как единственно могущественная сила. Намеренная минималистичность усиливает этот эффект и демонстрирует умение Алекяна виртузно изображать свет. Небо этих полотен пробуждает воспоминания о картинах Архипа Куинджи, одинокие дома или фигуры в поле непринуждённо соотносятся в голове с «Миром Кристины» Эндрю Уайета.

 
 

У Мишеля Алекяна немало солнечных дней. Вот только, глядя на них, не покидает чувство, что это лишь передышка между бурями, что синие небеса — это дар, который мы привыкли принимать небрежно. Деревья на этих пейзажах, стоящие отдельно или группами, подчёркивают «маленькость» любого объекта по сравнению с линией горизонта.

 
 

 

Сергей Наразян

Родился в 1970 году в Ереване. Первое художественное образование получил в студии Союза архитекторов Армении, затем занимался у художника Рубена Габриэляна. В 1994 году провёл первую персональную выставку, где сразу привлёк внимание критиков. В 1995 году вступил в Союз художников Армении после серии иллюстраций к «Доктору Живаго» Бориса Пастернака, которые стали его дипломной работой. В 2001 году провёл большую персональную выставку в Париже при поддержке Пьера Кардена. Его картины находятся в частных и музейных коллекциях по всему миру.

 

В пейзажах Сергея Наразяна мы не увидим ярких цветов, света да и явных признаков жизни. Поселившаяся на полотнах хмарь часто не даёт нам понимания о времени суток: то ли смеркалось, то ли никогда и не прояснялось.

 
 

Намеренно или нет, но постапокалиптический флёр этих работ и цветовая гамма напоминают мрачные и безымянные картины Здзислава Бексиньского. А вот их неприкрытая геометричность не проваливается в супрематизм только из-за наличия объектов, пускай и неживых: камня, брошенной машины, опустевшего столба, догорающего дерева.

 
 

Мы прекрасно понимаем, что художник являет не увиденное, но прочувствованное. А вот как трактовать эти метафоры, решать нам самим.

Мир, изображённый на картинах Наразяна, заброшен?
Куда подевались люди?
Может, и никуда: как всегда, заняты своими делами и безразличны к окружающему миру?


Безмолвные объятия на полотнах Лианы Асатрян
Пограничное искусство Ромео Меликяна
«Проникая в дух пейзажа, я выражаю свой собственный дух»: природа на полотнах четырёх современных армянских художников