0
0

Feb
24
6:00 PM18:00

Субботний лекторий #13

bala997.jpg

Это - судно "Киликия", точная копия армянских купеческих кораблей тринадцатого века. Его построили энтузиасты, строили в непростое для Армении время, но все-таки достроили и выпустили на воду, обойдя вокруг Европы и спустившись по русским рекам на юг.
Невероятную историю нам расскажет Ара Тамаянян - путешественник, член команды судна "Киликия". Армянский музей Москвы и культуры наций выражает огромную благодарность Лили Гиваргизовой, организовавшей эту встречу.
 

View Event →
Субботний лекторий #12
Feb
17
3:00 PM15:00

Субботний лекторий #12

15.00 Лекция о книжной миниатюре 

Краткий исторический обзор. Зарождение армянской письменности. Структура и особенности армянской рукописной книги. Основные художественные стили в армянской книжной миниатюре. Сирийские и коптские истоки в формировании художественного стиля армянской миниатюры. Эчмиадзинское Евангелие. Евангелие царицы Млке. Читает искусствовед Нарине Хачатрян

18.00 Лекция о Комитасе

Биография Комитаса, его жизненная позиция. Создание сборника "Армянская лира". Авторские произведения и обработка народных песен и мелодий, о методах работы тех лет. Как отличить народное произведение от авторского. О песне "Дле йаман". Комитас и общество. Последние годы жизни. Читает музыковед Анна Симонян

View Event →
Субботний лекторий #11
Feb
10
3:00 PM15:00

Субботний лекторий #11

15.00 Маршал Баграмян

 

Родители Ованнеса Баграмяна, простые рабочие люди, сделали все, чтобы их сын получил хорошее образование. Готовя его к жизни, они и предположить не могли, насколько блестящее будущее ждет их сына. Маршал Баграмян - – ­­выдающийся советский полководец, дважды Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Ленина, Маршал Советского Союза, тот, о ком вспоминали не только как о военном, но и как о прекрасном человеке. Читает историк Александр Черемин.




17.00 "Попрыгунья" Чехова на экране и в литературе


Рассказ Чехова "Попрыгунья" написан по мотивам реальных событий. Художник Левитан чуть не вызвал писателя на дуэль, узнав себя в одной из персонажей. Но поговорим мы не об этом, а о том, как экранизация 1955 года перевернула с ног на голову авторский замысел.

View Event →
Субботний лекторий #10
Feb
3
12:00 PM12:00

Субботний лекторий #10

12.00 Искусство презентации

Психологическое открытие: снятие «зажима» - путь к свободной, правильной, богатой речи. 
Как справиться с зажимом? Мы потренируем презентационные навыки: умение работать по задаче, быть раскованным, откровенным и уметь слушать, контролировать время, удерживать и переключать внимание, отрываясь от текста презентации разговаривать с партнёрами, пользоваться техникой присвоения материала.
Читает режиссер, маркетолог Алена Кукушкина

15.00 Анастас Иванович Микоян. На вершине власти (1955-1965 годы)

Ключевая роль А. И. Микояна во внешней политике. А. И. Микоян - особое мнение по вопросам в Президиуме ЦК КПСС. 
Читает историк Александр Черёмин

18.00 Язык первых людей - беседы о лингвистике

Цикл лекций Ильи Бражникова о происхождении языков - один из самых попуярных в нашем лектории. В 2018 году мы продолжим беседы об увлекательном языкознании.
Читает доктор филологических наук Илья Бражников

 

View Event →
Субботний лекторий #9
Jan
27
7:30 PM19:30

Субботний лекторий #9

09.00 Роль армян в создании государства "Золотая Орда". Читает Александр Черемин

Армянские диаспоры в городах Улуса Джучи - двигатели торговли и процветания государства. Толерантность в золотоордынских городах - залог политики армян. Заслуга армянских диаспор из городов после уничтожения населённых пунктов Тимуром, в восстановление торговли и ремесла и самих городов. Читает историк, архивист Александр Черёмин

12.00 Искусство презентации. Читает Алена Кукушкина

Мы поговорим о зажиме и способах работы с ними.
Психологическое открытие: снятие «зажима» - путь к свободной, правильной, богатой речи. 
Как справиться с зажимом?
Мы потренируем презентационные навыки: умение работать по задаче, быть раскованным, откровенным и уметь слушать, контролировать время, удерживать и переключать внимание, отрываясь от текста презентации разговаривать с партнёрами, пользоваться техникой присвоения материала.
Читает режиссер, маркетолог Алена Кукушкина
 

14.00 Тема Иного в армянском мультфильме 

Все мы знаем и любим волшебные мультфильмы Роберта Саакянца, снятые по мотивам армянских сказок. Саакянц сумел разработать свой собственный стиль, напоминающий образы из снов, который продолжает жить и после него. Мы посмотрим самые первые мультфильмы, в котором Мастер впервые играет на переходах одного предмета в другой и использует технику искажения пространства, фрагменты из знаменитых сказок, а также поговорим а современных армянских мультипликаторах, использующих "образы снов".
Читает Нарине Эйрамджянц

View Event →
Субботний лекторий #7
Dec
16
10:00 AM10:00

Субботний лекторий #7

13.00 Вспоминая Soap Action

Знаете ли вы, что ровно десять лет назад в Армении отмечали Дни культуры Азербайджана? Это было маленькое камерное мероприятие, на которое согнали школьников. Неожиданно в зал вошли четверо молодых мужчин и вручили по куску мыла Георгию Ваняну, ведущему и организатору этого странного действия. 

Четверо гостей вышли, и вся пресса побежала вслед за ними. "Кто вы, представьтесь!" - "Мы блогеры" - ответили они. В тот же вечер на нескольких каналах Армении появилось это интервью, где акционеры были названы "логерами" - настолько незнакомо было это слово массам, что даже не все журналисты его знали.

О странном мероприятии, организованном Ваняном вскоре забыли, а армянские блогеры с того самого дня стали важной частью общественной жизни Армении. Логерами, впрочем, их больше никто не звал.

Один из участников этой акции, Тигран Кочарян, расскажет гостям Армянского музея об армянской блогосфере, о той важной роли, которую сыграли блогеры в общественной жизни тех лет, и о том, чем живет сообщество в наши дни.

Встреча с Тиграном Кочаряном

16.00 "Фреска и гобелены "Аварайрская битва"

 


"Аварайрская битва" Григора Ханджяна,безусловно, самое драматичное и известное произведение армянского искусства ХХ века. Сама история его создания, двойной смысл, заложенный автором и мгновенно понятый зрителем, множество неразгаданных ребусов делает его произведение бесконечно притягательным. Мы узнаем: как появился на фреске портрет Андраника, кого и почему запечатлел Ханджян, как он зашифровал образ Арарата, и почему "Аварайрская битва" самое народное произведение за всю историю армян.

Читает Нарине Эйрамджянц


Мода и гендер

Были времена, когда женщин за ношение мужского платья сжигали на кострах. В другие времена дама спокойно могла носить мужской камзол и даже позировать в этом виде художникам. Были эпохи, когда не существовало мужских и женских ароматов духов. В 19 веке спутать мужской костюм и дамский было невозможно, а в 18 - запросто. Что же касается 20 столетия, то здесь и вовсе началась модно-гендерная революция.
Читает Галина Иванкина

View Event →
Выставка "Пинокотека"
Dec
12
6:30 PM18:30

Выставка "Пинокотека"

У нас в музее состоится прекрасная выставка армянских художников Спюрка от галериста Астер Манукян. Вот уже много лет Астер изучает современных художников Спюрка, ищет их в разных городах, помогает донести их творчество до зрителя.

Армянский музей Москвы и культуры наций с большой радостью представит зрителю художников, представленных Астер Манукян. Кто-то из них покинул Армению относительно недавно, кто родился и вырос за ее пределами. Но основная часть картин, выбранных галеристом, является частью армянской школы - с ее узнаваемой колористикой, мотивами.

Сама Астер Манукян, как и многие молодые армяне, росла на два дома - то в Армении, то далеко от дома. Галерист Астер Манукян считает очень важным делом вопросы сохранения языка, культуры, и традиций в живописи - во что и вносит свою лепту.

View Event →
Субботний лекторий #6
Dec
9
6:00 PM18:00

Субботний лекторий #6

18.00 Феномен и миссия Александра Таманяна

Философ Карен Свасьян в своем эссе о Григоре Нарекаци, говоря об армянских исследователях его творчества, писал: «…писать о нем нам мешают два, по крайней мере, обстоятельства. Во-первых, предвзятость нашего национального отношения к нему, застилающая чистоту взора по-своему естественной, но ущербной и опасной гипертонией горделивого восторга, которым как кипятком, ошпариваем мы как букву, так и дух его творения. Второе препятствие не менее сложно. Я говорю о нашей непривычке, исконном отсутствии у нас навыка поднимать темы такого ранга и такого калибра. Выход национального в универсальное в нашей истории - явление редкое и спорадическое.» 


Эти слова в полной мере можно отнести и к исследованиям творчества А.Таманяна. Архитектора, создавшего план города (что имеет очень мало прецедентов в истории архитектуры) и создавшего ордер, т.е. в определенном смысле национальный язык архитектуры ХХ-го века (что имеет прецедентов еще меньше в истории классической архитектуры). Вместо живого, критического исследования (за исключением редких работ), пытающегося объяснить почему и как сформировался данный язык, и что это был феномен не только в контексте армянской архитектуры, но и европейской, мы получили отлитую в бронзе фигуру, занявшую свое почетное место в пантеоне. Разместив ее таким образом прочно в прошлом и лишив возможности молодых архитекторов видеть в творчестве Таманяна в первую очередь живой и необходимый для будущего развития армянской архитектуры импульс.


На протяжение многих лет Таманяна ,как Маяковского, выражаясь словами Б.Пастернака, насаждали, как картошку при Екатерине. Насаждали, не объясняя. И вот, одни архитекторы, которым не объясняли, проектируя и строя в Ереване здание сомнительного эстетического качества, уверены, что использовали элементы именно таманяновской архитектуры. А другие архитекторы (в особенности молодые), которым продолжают не объяснять, уверены, что как раз обращение к таманяновскому архитектурному языку и легитимирует со знаком минус возведенный новодел. Крупнейший архитектор ХХ-го века Фрэнк Лойд Райт писал: «За творческой индивидуальностью должна стоять традиция, за традицией стоит народ. Мы заслонили традицией индивидуальность и сделали традицию фатальным препятствием на пути прогресса народа». В предстоящей беседе хочется попробовать восстановить «цепочку» Райта и за слоем бронзы попытаться увидеть Таманяна, как индивидуальность, во многом сформировавшую традиции армянской архитектуры ХХ-го века.

Читает архитектор, исследователь Арсен Мкртчян

View Event →
Субботний лекторий #5
Dec
2
12:00 PM12:00

Субботний лекторий #5

12.00 "Армянский алфавит" Григора Ханджяна

Эту фреску знает весь Армянский мир, мы с гордостью перечисляем тех, кто изображен на ней-  Месроп Маштоц, Саак Партев, царь Врамшапух, католикос Вазген... А кто еще, о ком не писали советские критики?

Читает публицист Нарине Эйрамджянц


14.00 "Костюм Галантного века"




Кружева, камзолы, парики и фижмы. Эпоха, когда мужчины и женщины пудрились, наносили румяна и мушки. Тогда не было типично мужских и женских расцветок тканей, как не было мужских и женских ароматов духов. Все были одинаково рафинированными, капризными и нарядными.

Читает публицист Галина Иванкина




16.00 Истоки народной культуры


 

В прошлую субботу гости лектория изучали армянский танец - мы узнали, как возникло это искусство у человечества, как его развивали армяне, изучили основные виды песнопений и  движений кругового танца, услышали о наследии Србуи Лисициан, а также узнали про "танцевальные ноты", с помощью которых записываются движения. А 2 декабря к изучению танца мы добавим экскурсию в мир армянского национального костюма!

Читает этнохореограф Артак Нерсисян

 

 

View Event →
Субботний лекторий №4
Nov
20
3:00 PM15:00

Субботний лекторий №4

14.00 Тупак Амар Шакур и его борьба

Кто такие «Черные Пантеры» и за что они боролись?  Борьба и права чернокожих. Познакомитесь с миром музыканта и узнаете, как это превратиться из good boy в bad boy. Когда ты прожил до 25 лет и успел многое? «Смерть – не самая большая потеря в жизни. Самая большая потеря – это то, что умирает в нас, пока мы еще живы. Никогда не сдавайтесь». «Если ты проиграл самому себе, тогда ты проиграл всем.» Тупак Шакур.

Читает Лусине Григорян


16.00 Нравы галантного века

 

Почему 18 век был назван галантным? Кто и когда придумал это название? Почему Пушкин называл 18 век "эпохой красных каблуков и величавых париков"? Какими были мужчины и женщины того времени? А отношения? Какой была Франция в то время, что означало для нее быть центром мира и моды?

Читает публицист Галина Иванкина



Все об армянском танце


Субботним вечером 25 ноября мы погрузимся с вами в волшебный мир армянского танца! Сколько видов его вы знаете? Обычный человек навскидку назовет пять или шесть. А профессионал - гораздо больше.

В старину люди танцевали на свадьбах и в день сбора урожая, возвращаясь с поля битвы и при рождении ребенка. Танец удивителен тем, что есть у всех без исключения народов. С ним мы изучим виды танцев, узнаем их историю и попробуем повторить некоторые движения.

Читает этнохореограф Артак Нерсисян, участник знаменитого ансамбля "Акунк", создатель ансамблей "Карс" и "Зейтун".

View Event →
Субботний лекторий №3
Nov
18
12:00 PM12:00

Субботний лекторий №3

12.00 Музыкальные формы и киноформы

Как связаны Жан-Люк Годар и Depeche Mode, Акира Куросава и Дэвид Боуи?

Как связаны музыка и кино? Музыкальная форма и киноформа?

 

"В основе своей кинодраматургия ближе всего к музыкальной форме в развитии материала, где важна не логика, а превращения чувств и эмоций" - А.Тарковский

Музыкальная форма это процесс. Процесс, разворачивающийся во времени. Музыкальные формы это особое искусство организации времени - специального времени, гармонически размеренного времени, как сказал о нем Аврелий Августин. Кино - тоже процесс, как и музыка оно разворачивается во времени, и не случайно многие великие режиссеры отмечали это родство построения ткани и формы в музыке и в кино. Мы расскажем о том, как на самом деле строится музыкальная форма, какие в ней действуют законы и как эти же принципы реализуются в киноформе.


читает фильммейкер, музыкант Марина Толстоброва

14.00 Коллекция и деньги


В фильме "Ослиная шкура" есть прекрасный эпизод. Принцесса вынуждена работать горничной. Однажды, вытирая пыль, она обнаруживает надпись на керамическом горшке "Эту вазу сделал я, древний грек Полимидор Перийский, в пятом веке до рождества Христова". Но говорить мы будем не о мошенниках, а том, как старятся предметы, и по какому принципу часть из них остается в коллекциях, а часть погибает на мусорной свалке, и как узнать, которую  из ваших личных вещей стоит сохранить.

читает Нарине Эйрамджянц

16.00 Язык первых людей



Мы продолжаем популярнейший цикл о языкознании, серию лекций профессора Бражникова. Первая лекция-семинар была посвящена праязыку, на основе которого сформировалась индоевропейская языковая семья. На втором семинаре был предложен анализ «местоименных корней», их значения и роли в современных европейских языках. Тема «местоименных корней» была продолжена на третьем семинаре. Именно местоименные корни, отсылающие к священным слогам санскрита, позволяют прояснить этимологию простых русских глаголов, где корень - только одна буква (бить, лить, пить, шить и др.).

читает доктор филологических наук Илья Бражников

18.00 Надежда Ламанова - у истоков советской моды

 

Мы привыкли восхищаться западными дизайнерами и модельерами. Во многом их имена широко известны – это успех в построении бренда, использование СМИ, благосклонность истории. Россия имеет поправку «революция»: было до и было после. Поэтому Надежда Ламанова так не вписывается в стандарты, ее биография уникальна, а ее востребованность прия сменившейся власти вызывает удивление. Принеся европейский шик в Российскую империю, она осталась русским дизайнером. До 1917 года одевая Императрицу, после революции – именно она встала у истоков советского костюма и стала не менее успешна в профессии. Её талант позволил ей перейти от создания роскошного «светского» платья к простой и логически обоснованной одежде из кустарных тканей. А ее имя, одно из немногих российских, осталось в истории моды как пример дореволюционного, так и советского платья.

читает историк моды Ольга Меликьян

20.00 Семен Лазарев и "Священная дружина"

 

О роде Лазаревых все мы слышали, гордимся основанным ими учебным заведением, но так ли много нам известно о той огромной роли этой семьи в судьбе России, Армении, стран Передней Азии? Мы поговорим о Семене Лазареве, археологе, адъюнкте Академии надписей Франции и  крупном российском промышленнике, фактически, подготовившем почву для экспедиции Николая Марра. 

читает исследователь-архивист, историк Александр Черёмин

View Event →
Выставка Дарьи Тарасовой «В поисках тишины»
Nov
14
11:00 AM11:00

Выставка Дарьи Тарасовой «В поисках тишины»

Художница родилась в Калуге в 1983 году, позже переехала вместе с родителями на Сахалин, а взрослые годы Дарьи Тарасовой прошли в Белгороде и на Чукотке. Воспоминания о заснеженной Анадыри дороги Дарье по сей день, она называет Чукотку страной, где нет зла. 

Рисовать она начала именно там. Однажды маленькая Даша вышла прогуляться и отошла очень далеко от дома."Надо мной было огромное небо, кругом - равнина, город на горизонте казался игрушечным, и мне захотелось все это немедленно изобразить", - рассказывает художница. 

View Event →
Субботний лекторий №1
Nov
4
1:00 PM13:00

Субботний лекторий №1

125-071117.jpg

12.00 Алена Кукушкина: "Креативные техники мышления"

Люди боятся мысли больше, чем чего-либо на земле: больше катастрофы, даже больше смерти. 

"Мысль имеет подрывной и революционный характер, она деструктивна и ужасна; мысль безжалостна к привилегиям, установлениям, удобным привычкам; мысль анархична и беззаконна, безразлична к авторитетам, бесцеремонно обращается с проверенной веками мудростью". Бертран Рассел

Новая метафора помогает мысли, вызывая зрительный образ. 

Образ, истинный образ, когда он является первичной жизнью в воображении, покидает реальный мир, уходя в мир воображения, в воображаемый мир.

При столкновении с новой задачей человек пытается применить стратегии, которые были успешны в прошлом. Пока жива старая попытка, вы будете получать всё более качественные варианты того же самого подхода. 

А как договориться с собой и придумывать новые метафоры?


СПИКЕР: Алёна Кукушкина, режиссёр рекламы Преподаватель Aкадемии Коммуникаций Wordshop

133-071117.jpg


15.00 Нарине Эйрамджянц "Экология прогресса"

Прогресс начался в тот момент, когда человек впервые отделил себя от природы. Когда это началось? С первой поднятой палки? С умения добывать огонь? Древние книги сохранили для нас истории о том, что жизнь человечества радикально изменилась именно в связи с навыком добывать огонь и с еще одним событием, о котором говорят гораздо реже. 

Сравнимая себя с древними, мы уверены, что в нашей жизни изменилось очень и очень многое. Но так ли много перемен на самом деле? И в чем их смысл? 

На лекции мы рассмотрим основные цели и задачи Прогресса, взглянем на него с новой точки зрения и полистаем забытые страницы одной очень известной книги.

135-071117.jpg

18.00 Илья Бражников "Язык первых людей"
Армянский музей Москвы и культуры наций продолжает серию лекций, семинаров и мастер-классов доктора филологических наук Ильи Леонидовича Бражникова.
Первая лекция-семинар была посвящена праязыку, на основе которого сформировалась индоевропейская языковая семья. 
На втором семинаре был предложен анализ «местоименных корней», их значения и роли в современных европейских языках.
Тема «местоименных корней» будет продолжена на третьем семинаре. Именно местоименные корни, отсылающие к священным слогам санскрита, позволяют прояснить этимологию простых русских глаголов, где корень - только одна буква (бить, лить, пить, шить и др.).
Как обычно, будет много неожиданных этимологий, интересных смысловых сдвигов и стыков, захватывающих межъязыковых ассоциаций. Приходите, всё увидите, услышите и попробуете сами!
Само название цикла является ироническим обыгрыванием сюжета из современного популярного киноэпоса «Игра престолов». Метод Ильи Бражникова позволяет раздвинуть языковые пласты и проникнуть в глубь веков, а в итоге, возможно, и заговорить на "языке первых людей".

View Event →
Выставка "Сны о забытом"
Oct
17
to Oct 19

Выставка "Сны о забытом"

IMG_4946.JPG

Говорят, самые счастливые люди те, кто помнит свои детские сны, в которых летают черепахи летают, мотыльки не опаляют крыльев от яркой лампы, а бесконечный серпантин в конце концов уходит к облакам. Работы Александры Кругликовой всегда лиричны и всегда - родом из детства. Они кажутся такими знакомыми, хотя вы совершенно точно не встречали их раньше. Разве только видели во сне в далеком детстве. 

Детство у каждого человека заканчивается в тот момент, когда он перестает верить, что под кроватью живет монстр, и что игрушечная черепаха играет по ночам с плюшевым медведем. А счастливы те взрослые, кто сделав карьеру и построив дом, помнит, что на чердаке вполне могла бы жить говорящая сова, а сосед Иван Иваныч, возможно, на самом деле Заколдованный Воин Средневековья, который попал в наше время обругав злую нищую старуху.

Кругликова, сумела сохранить это удивительное качество, тягу к фантазии и мирам из детских снов. Собственно, именно об этом мини-экспозиция, открывшаяся в Армянском музее Москвы и культуры наций.  Двери, которые никуда не ведут, а может ведут в небо, порхающая в собственном сне черепаха, и одинокий слон посреди ее же видения. Но уже на другом рисунке. 

Интересная особенность - на некоторых работах мы видим одновременно несколько миров. Так, птица на рисунке "Счастье" летит будто из одного измерения в другое, чтобы прорваться в следующее за ним пространство. Морской конек, превратившийся в огромную Ундину, поднимает на своих гигантских руках судно: опустится ли оно мягко на воду, или утонет. Все в руках судьбы.  

 

 

View Event →
Лекция: история возникновения и развития армянских организаций ХХ века
Aug
5
11:30 AM11:30

Лекция: история возникновения и развития армянских организаций ХХ века

7 августа в Армянском музее Москвы и культуры наций состоялась открытая лекция, посвященная истории возникновения армянских организаций на протяжении ХХ века.

View Event →
В Армянском музее Москвы прошла лекция о Леоне Баксте и "Парижских сезонах"
Jul
19
11:30 AM11:30

В Армянском музее Москвы прошла лекция о Леоне Баксте и "Парижских сезонах"

19 июля в лектории Армянского музея Москвы и культуры наций прошла лекция историка моды Ольги Меликьян "Леон Бакст и восточная сказка «Русских сезонов» Сергея Дягилева".

View Event →